На главную
 
Программа Полевого учебного практикума
 



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества 'УСПЕХ'


УТВЕРЖДЕНА
МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
Протокол ?--- от ------------2008 г.
Директор------------Каблукова Л.Н.





Образовательная модифицированная программа
'Полевой учебный практикум'
(Экологический Ликбез, Эколог - Исследователь)



Срок реализации 3 года
Возрастная категория 10-16 лет

Автор: Соколова Галина Алексеевна
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДДТ'УСПЕХ',

Рецензенты:
А.П.Лактионов к.б.н.АГУ,
Т.Н. Решетникова заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ ДОД ДДТ 'УСПЕХ'











Астрахань
2009








Пояснительная записка


Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи . Одно из возможных направлений такого сотрудничества - в области расширения содержания образовательных программ и расширения 'воспитательной среды' представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы , полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Этим обусловлено образование такого учебного подразделения в системе дополнительного образования как Полевой учебный Центр 'СТРИЖ', который строит свою работу, используя методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Программа разработана на основе программы организации полевых экологических практикумов 'Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах' Боголюбов А. С. М:. 'Экосистема', www.ecosystema.ru
В основу данной программы экологического воспитания детей положены работы по проведению круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-10 классы общеобразовательных школ. Программа разделена на подпрограммы 'Эколикбез' для учащихся 10-14 лет и подпрограмма 'Эколог-исследователь' для учащихся 14-16 лет.
Все образовательные виды деятельности предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение по стандартным методикам сбора природного материала, а затем творческое его оформление в виде отчета, с применением компьютерной технологии. По окончании каждого курса проводится выезд и оформляется отчет, как мини - исследовательская работа.
Новизна программы состоит в том, что впервые учебные лабораторные работы выполняются с использованием основных подходов к научно-исследовательской работе. Все работы ведутся в полевых условиях под руководством ученых вузов АГУ, АГТУ- специалистов в данной исследовательской области. Отличие работы Центра от кружковой работы в том , что занятия проводятся со всем классом в течении всего года и выезд со всеми учащимися класса, затем происходит отбор тех, кто хотел бы заниматься научной работой.
Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми, традиционно применяемых в сфере дополнительного образования - 'натуралистический' подход и методы 'полевой ' экологии
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время способствует:
1. Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка., обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
2. Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
3.Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья ..
4. Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
5. Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета
6. Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
7. Способствует укреплению связи с родителями, которые принимают участие в работе полевого практикума.

Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в аудитории и 1 раз в месяц экскурсия. Один раз в месяц выезд. Всего по курсу 108 часов в год по каждой подпрограмме. В подпрограмме увеличено число часов за счет самостоятельной работы учащихся на 1 час., сюда входят дистанционное консультирование с учеными различных вузов. Набор в группы свободный, но чаще всего занимаются учащиеся целым классом.

Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся:
1) Подпрограмма 'Экологический ликбез' 10-14 лет
2) Подпрограмма 'Эколог-исследователь' 14-16 лет
Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе 'Эколикбез', предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа 'Эколог-исследователь').

Цель программы:
Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.

Задачи программы:

Образовательные задачи:
1.Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений.
2. Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике .
3. Обучить основам исследовательской деятельности : работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, проведением эксперимента , забора проб, основой компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования.
4. Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку., как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.

Развивающие задачи:
1.Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности
2.Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.

Воспитательные задачи:
1Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности .
2.Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы.
4. Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.

Формы занятий
Основным методическим подходом в рамках данной программы является 'натуралистический' подход , т.е. работа с природным материалом в полевых условиях. Формы обучения: полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа, лекции, полевой практикум, выезды, отчет- конференция, мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия, проблемные, исследовательские и поисковые, наблюдения, экскурсии, экспедиции.
Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
Учащиеся, достигшие результатов в первой группе , могут переходить в группу 'Эколог -исследователь', а могут остаться в группе 'Эколикбез' и осваивать методы исследования природы более осознанно.



Предполагаемые результаты деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
- определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция;
- основные связи в популяциях живых организмов;
- о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния,
- об основных закономерностях действий экологических факторов,
- механизмах сезонного поведения организмов,
- классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой;
- пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений,
- описывать экологическую нишу отдельного организма,
- оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов,
- проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма,
- фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц.
- прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды.
- статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета.
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности и выявлять их потребности в ресурсах.
У учащихся развивается:
- интерес к исследовательской деятельности:
- повышается мотивация ребенка к знаниям;
- развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам
.- умение слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.
У учащихся воспитываются:
- коммуникативные качества,
- формируется понимание об основных ролях участников группы сотрудничества;
- происходит освоение форм взаимодействия людей в работе;
- способов сотрудничества и конкуренции;
- воспитывается чуткое отношение к природе ее сохранению.

Контроль знаний учащихся.
Оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и тестовой олимпиаде, т.е. на уровне узнавания объектов природы.
В рамках программы 'Эколог-исследователь' оценка ЗУН учащихся проводится по итогам докладов на конференции научно-исследовательских работ.

Диагностика по курсу 'Эколикбез'
Различные виды тестирования
1.Тест по проблемам мотивации личности ребенка к исследовательской деятельности
Модификация теста - опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)(Е.И.Рогов, 1996) дает возможность провести обследование в короткий срок и выяснить уровень мотивации к исследовательской работе каждого участника .
2. Участие в Интернет конкурсах, олимпиадах, проектах, викторинах позволит определить наиболее одаренных детей, способных мыслить неординарно, что очень важно при исследовательской деятельности.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Средства обучения.
Для проведения полевых работ необходимо снаряжение: компас, лупа, кювета, сачки, лопата, микроскоп, рулетка, ведро, сито, бинокль, линейки, транспортир, карандаши, полевой дневник., карты района, лаборатория для обработки материала, конференц-зал, компьютер, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска.
Методическое обеспечение:
В рамках настоящей программы используются методические материалы выпущенные с 1996-2003гг Ассоциацией 'Экосистема' А.С. Боголюбов www.ecosystema.ru
1.Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы( 40 пособий) www.ecosystema.ru
2. Учебно-методические видеофильмы для учителей и учащихся 'Комплексные исследования экосистем' (40 фильмов) www.ecosystema.ru
3.Методические руководства по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе( на полевых практикумах , в экологических лагерях и т.п.) www.ecosystema.ru
4. Иллюстрированные Атласы- определители объектов природы средней полосы России www.ecosystema.ru
5. Учебник для школьников .ГлобалЛаб. 2008 г.
6. Журнал записи наблюдений. ГлобалЛаб . 2008 г.






Подпрограмма 'Ликвидация экологической безграмотности' для учащихся 10-14 лет (в дальнейшем 'Эколикбез')
Подпрограмма разбита на ряд блоков, которые несколько варьируют в разные годы. Это позволяет наиболее полно учесть индивидуальные интересы учащихся. В то же время, ряд блоков, повторяющихся из года в год, составляют основу программы. Количество часов на каждый блок тоже может быть изменен.
Общий объем учебных часов по подпрограмме "Экологический ликбез" (10-14 лет) - 108 часов.. Из них 36часов теория и практика, 36 часов творческие консультации ученых вузов и встречи с ними на базе вуза, 36 часов выезды в полевые условия, участие в конференциях, а также участие в интернет конкурсах, викторинах, олимпиадах и проектах.

Цель: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи:
1.Образовательные:
-сформировать знания методов экологического мониторинга, биоиндикации, физико-химических методов.
2. Развивающие:
- разрабатывать и проводить эксперимент;
- развитие способности к самостоятельной поисково-исследовательская деятельность школьников;.
- развивать навыки научного анализа явлений природы, осознание значимость своей практической помощи природе;.
- развитие самостоятельных действий по созданию своей научно-исследовательской работы.
3.Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми и природой;
- воспитание экологически грамотного человека



Учебно-тематический план 'Эколикбез' для учащихся 10-14 лет

? Тематика занятий Общее кол-во часов теория Практика
экскурсия
Раздел 1.
1 Введение 3 2 1
Раздел 2 . Организация научно- исследовательской работы 2 часа
2 Организация научно-исследовательской работы. Использование Интернет и компьютера в обработке данных исследования 2 1 1
Раздел 3 Ботаника 12 часов
3 Ботаника. Изучение растений 1 1 6
4 Морфология и определение растений 2 1 1
5 Описание растений 1 1
6 Описание растительности 2 1 1
Раздел 4. Ландшафтоведение 16 часов
7 Ландшафтоведение. Карта и план 1 1
8 Карта, космические снимки, фотографии 1 1
9 Географическая широта и долгота 2 1 1
10 Опытный участок и его картирование 2 1 1 *6
11 Картирование рельефа Земли 2 1 1
12 Топографическое картирование участка 2 1 1
Раздел 5 Почвы 4 часа
13 Почва. Отбор проб почв. Профиль 2 1 1
14 Обработка материала в лаборатории, компьютерная обработка данных, Интернет консультации 2 1 1
Раздел 6. Экологический мониторинг 6 часов
15 Экологический мониторинг 2 1 1
16 Постановка опыта (семена, веточки деревьев, листья) 2 1 1
17 Обработка опытных данных(компьютер, Интернет) 2 1 1
Раздел 7. Карта природных зон и климатические карты 18 часов
18 Карта природных зон и климатические карты 2 1 1
19 Сухопутная экосистема и природная зона 2 1 1 6
20 Жизнь в лесу и в степи., пустыне 2 1 1 6*
Раздел 8 . Водная экология 16 часов
21 Водная экология 2 1 1
22 Изучение водных растений, животных 4 2 2
23 Изучение природных вод 4 2 2 6
Раздел 9 . Биоиндикация водоема . 10 часов
24 Биоиндикация водных экосистем 2 1 1 6*
25 Физико-географическое описание водоема 2 1 1
Раздел 10 . Горные породы. 4 часа
26 Горные породы 2 1 1
27 Влияние рельефа, растительности х\д на ветер, осадки 2 1 1





Раздел 11. Измерения в научно-исследовательской работе. 4 часа
28 Измерения в научно-исследовательской работе, компьютерная обработка проб 4 2 2
Раздел 12. Отчет 7 часов
29 Подготовка отчета, Интернет консультации 7 2 5

Раздел 13. Выступления на конференции. 6 часов
30 Выступление на мини-конференции 6 2 4
Всего 108 36 36 36
Всего часов для одной группы 108
Всего108 часов 36 36 36



Содержание подпрограммы

Раздел 1
Введение.
Теория
О курсе и его задачах.
Практика - Поведение в природе, ведение дневника, взятие проб, описание участка, растительности , живого объекта.
Экскурсия. Объекты изучения

Раздел 2.Организация научно-исследовательской работы
Организация работы по исследованию: ведение дневника, взятие проб, описание объектов исследования, протокол описания, техника безопасности при проведении работ, написание отчета, реферирование литературы
Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования.

Раздел 3 Ботаника
1 Изучение растений .Экскурсия : поле, луг, прибрежная часть ерика, реки, Бэровский бугор, солончак, соленые озера, ильмени., околки, лес.
Теория-2.Морфология и определение растений, работа с определителями и с натуральными объектами исследования.
Практика - Описание собранных растений по форме.
Контрольное занятие * Описание растительности по протоколу, ярусность, виды, доминирующие, вымирающие.

Раздел 4. Ландшафтоведение
Теория . Карта и план. История возникновения карт и их использование. Значение плана в обычной жизни человека. Виды карт, фотография местности, космические снимки.
Практика
Карта, космические снимки, фотографии. Сайт 'Живая карта'
Географическая широта и долгота.
Теория. Географическая широта и долгота. Ориентирование на местности.
Практика. Определение на местности, на карте. учебные игры. Контрольное занятие *
Опытный участок и картографирование на местности. Оформление и описание плана опытного участка , его замер, съемка местности.
Теория
Картирование рельефа Земли путем самостоятельного поиска возможности изготовить карту Земли. Знакомство с компьютерной программой космические снимки Земли.
Практика. Топографическое картирование участка с использованием топографических знаков и умение их читать.

Раздел 5. Почва.
Теория
Отбор проб. Профиль *
Практика Изучение почвы на своем опытном участке: структуры, вида почвы, особенностей ее формирования, изучение профиля , горизонтов почвы, водопроницаемости.
Обработка проб почв в лаборатории.
Теория . Обработка образцов почвы.
Практика Забор образцов почв их определение. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования

Экскурсия
Раздел 6. Экологический мониторинг

Теория Постановка опыта . Обучение основам постановки опыта: закладка опытной делянки, размеры, описание.
Практика Обработка опытных данных: дневниковая запись и ее обработка, занесение данных в базу данных, компьютерная обработка полученных данных. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования. Интернет консультации с учеными разных вузов страны.

Раздел 7 .Карта природных зон и климатическая карта
Теория. Природные и климатические зоны Земли.
Практика. Обучающая игра по определению природных зон и определение по карте климата в разных частях Земли. Рассматриваются сезонные явления в Астраханской области и в общем по всему земному шару. Устанавливается в ходе беседы значение фенологических наблюдений для науки и для человека и его хозяйственной деятельности.
Сухопутная экосистема и природная зона.
Теория. Знакомство с природой родного края и полупустыней , как природной зоной Астраханской области.
Практика. Контрольное занятие*
Жизнь в лесу, степи, полупустыне.
Теория. Описание полупустыни
Практика. Замер геофизических данных в пределах Астраханской области.

Раздел 8.Водная экология
Теория .Изучение водных растений , животных. Водная экология, лекция о водных обитателях ериков, каналов , рек, речушек, луж.
Практика
.Изучение природных вод. Изучение водных растений и животных при помощи специального оборудование, сбор и подсчет, хранение собранного материала. Контрольное занятие Изучение природных вод: рек, ериков, каналов. В ходе экскурсии собираются раковины моллюсков, домиков ручейников, различных организмов- планарий, пиявок личинок стрекоз; водные насекомые :клопы, жуки, водоросли.

Раздел 9. Биоиндикация водных экосистем.
Теория. Используя метод биоиндикации обследовать самостоятельно один из природных объектов и описать его .Рассматриваются в беседе особенности приспособления организмов к изменяющимся условиям внешней среды.
Практика Биоиндикация близлежащего водоема.
Физико-географическое описание водоема:
Теория. Ширина, глубина, течение, берега, прозрачность воды, географическое определить местонахождение и занести на свой план местности.
Практика. Исследование и измерения на малом водоеме.

Раздел 10. Горные породы.
Теория
Виды горных пород в Астраханской области, их особенности образования, местонахождение, месторождения, использование человеком.
Практика Влияние рельефа, растительности на ветер и осадки.
Научиться строить гипотезы при наличии определенных данных о местности. Включает в себя выращивание кристаллов, наблюдение за кристаллизацией при высыхании капли раствора на предметном стекле, изучение форм снежинок
Раздел 11. Биометрия
Теория . Измерения в научно- исследовательской работе:
точность, достоверность, значение отрицательного результата в науке.
Практика. Измерение природного объекта.

Раздел 12 .Подготовка отчета.
Теория
Форма отчета, обзор литературы, формирование содержания отчета: главы, части, абзацы.
Практика Изготовление стенда и рекламного бюллетеня по своей работе. Оформление коллекционного материала. Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования
Практика
Раздел 13. Выступление на конференции, печать статьи в СМИ, репортаж по радио, телевидению. Для каждой группы 7 выездов * по 6 часов, как контрольное задание с последующим представлением отчета. Предусмотрены дистанционные консультации с учеными различных вузов, с преподавателями биологии , географии, экологии.

















Контроль ЗУН

Раздел Тема контр занятия Контроль. ЗУН Форма проведения итог
Ботаника 1.Изучение растений
2.Описание растительности Показать умение по сбору растительного материала и его гербаризации Экскурсия с последующей обработкой собранного материала Гербарий
Ландшафтоведение Опытный участок и картирование Умение производить съемку местности и нанесения ее на карту или план Экскурсия в различные районы по характеру рельефа Карта или схема опытного участка
Экологический мониторинг 1.Сухопутная экосистема и природные зоны
2. Жизнь в пустыни Знакомство и описание природной зоны
Замер физикогеографических данных и занесение их в базу данных Экскурсия




Экскурсия Характеристика Природной зоны своего исследуемого участка
Описание жизни живых объектов
Водная экология Посещение реки, ерика, ильменя. И описание и замер данных по протоколу.

Применение биоиндикационных методов для определения загрязнения водоема Экскурсия




экскурсия Протокол описания реки, ерика, канала

Выявление биоиндикаторов на своем исследовательском участке
? Критерии оценивания образовательных результатов
итог
1 тема Ботаника. Изучение растений. Описание растений 2 тема
Экологический мониторинг
Высокий
уровень
3 Средний уровень
2 Низкий Высокий
уровень
1 Средний уровень
2 Низкий уровень
3
-1.Называет основные признаки растений 2.Приводит примеры
3..Характеризует основные систематические категории растений, указывает признаки вида, царства растений, отделов, классов, семейств
.4. Обосновывает взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды.
5.Применяет знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования их выращивания и охраны. 1.Допускает неточности в определении признаков растений
2. Затрудняется привести примеры
3.Путается в классификации основных систематических категорий.




4. Нет логического построения в обосновании взаимосвязи строения и органов растений со средой
5. Допускает неточности в характеристике строения и жизнедеятельности растений 1. Затрудняется назвать основные признаки
2. Не приводит примеров
3. Называет 1-2 систематические категории, затрудняется в перечислении видовых признаков



4. Затрудняется в обосновании взаимосвязи строения с окружающей средой.
5. Применяет знания только с помощью наводящих вопросов. Знает и выполняет основные методы мониторинга Допускает неточности в знании методов мониторинга и допускает неточности в его выполнении Затрудняется в определении методов мониторинга и его проведении в полевых условиях


Критерии оценивания образовательных результатов

5-6 баллов -высокий уровень.
3-4 баллов средний уровень
1-2 баллов низкий уровень

Ожидаемые результаты первого года обучения:
Ребенок должен знать:
- значение экологического мониторинга, методы биоиндикации биоты, атмосферы, почвы.;
- определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция;.
Обучаемые должны уметь:
- проводить простые исследования экологического состояния биоты, атмосферы, почвы;
- формулировать проблему.

У учащихся развивается:
- интерес к исследовательской деятельности:
- повышается мотивация ребенка к знаниям;
- развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам
.- умение слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.
У учащихся воспитывается:
-ответственное отношение к делу ,к проблеме , которой он занимается;
-воспитывается чуткое ,внимательное отношение к людям и к природе;
- экологически грамотное отношение к природе .

Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты реферата, доклада или проекта.



Подпрограмма "Эколог-исследователь" (14 - 16 лет)

Все работы проводятся при участии и консультационной помощи ученых различных специальностей вузов Астрахани и других вузов России. Используется дистанционное получение консультаций от различных научно-исследовательских институтов и Центров.
Все занятия практические проводятся индивидуально по графику., в связи с выбранной темой своей научно-исследовательской работы.
Общий объем учебных часов по программе "Эколог-исследователь" (14-16 лет) - 72 часа. Из них 36 часов теория по выбранной тематике будущей научно-исследовательской работы., 36 часов сбор фактического природного материала по исследовательской тематике, статистическая обработка собранного материала с использованием компьютерной технологии, оформление работ, создание и обработка коллекционного материала, создание презентации научно-исследовательской работы, печатание и обработка текста, создание стенда по работе,
Программа адресована учащимся 14-16 лет ,прошедшим обучение по подпрограмме..'Эколикбез'. Допускается также приём ребят соответствующего возраста, прошедших начальную подготовку в других коллективах биологического профиля и заинтересованных в занятиях в нашей лаборатории. Учащиеся 6 класса допускаются в виде исключения, только из числа учеников лаборатории, показавших блестящие успехи, написавшие научно-исследовательскую работу и защитившие ее на Городском, Областном или Российском конкурсе., при прохождении подпрограммы 'Эколикбез'. Возможен возврат на курс назад для более совершенного усвоения методов научного исследования.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Средства обучения.
Для проведения полевых работ необходимо снаряжение: компас, лупа, кювета, сачки, лопата, микроскоп, рулетка, ведро, сито, бинокль, линейки, транспортир, карандаши, полевой дневник., карты района, лаборатория для обработки материала, конференц-зал, компьютер, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска., автобус, полевая база.
Методическое обеспечение:
В рамках настоящей программы используются методические материалы выпущенные с 1996-2003гг Ассоциацией 'Экосистема' А.С. Боголюбов www.ecosystema.ru
1.Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы( 40 пособий) www.ecosystema.ru
2. Учебно-методические видеофильмы для учителей и учащихся 'Комплексные исследования экосистем' (40 фильмов) www.ecosystema.ru
3.Методические руководства по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе( на полевых практикумах , в экологических лагерях и т.п.) www.ecosystema.ru
4. Иллюстрированные Атласы- определители объектов природы средней полосы России www.ecosystema.ru
5. Учебник для школьников .ГлобалЛаб. 2008 г. www.GlobalLab.ru
6. Журнал записи наблюдений. ГлобалЛаб . 2008 г.

Цель подпрограммы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи подпрограммы:
1. Образовательные:
- сформировать знания методов экологического мониторинга : биоиндикация, физико-химические методы и умений ими пользоваться для сохранения природы и выяснения степени загрязнения природных объектов.
- расширить теоретические знания о строении , местообитании, экологии организмов;
- сформировать умения:
-формулировать проблему, цели , задачи, гипотезу,
- разрабатывать и проводить эксперимент, полевые исследования, лабораторные исследования;
- делать выводы и предложения по исследуемой теме;
- проводить исследование в полевых условиях.
2 .Развивающие:
- формировать коммуникативные компетенции: по организации и проведению эксперимента;
- сформировать умения поиска, сбора, отбора и анализа информации; организации и представлению информации;
- формирование умения организации дискуссии и участие в дискуссии; выступления с использованием мультимедиа презентацией.
-3. Воспитывающие: воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- бережное отношение к природе родного края.

Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные параметры мониторинга антропогенных комплексов,
- уметь выполнять основные виды исследований и делать соответствующие выводы,
- чувствовать свою уверенность и самостоятельность в написании и защите своей научно-исследовательской работы,
- знают основы экологии и ее применения;.
- умеют объяснить основные связи в популяциях живых организмов;
- знают о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения их вредного влияния,
- имеют представление об основных закономерностях действий экологических факторов,
- обосновывают механизмы сезонного поведения организмов,
- знают классификацию основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- уметь формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования;
- приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой;
- пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений,
- описывать экологическую нишу отдельного организма,
- оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов,
- проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма,
- фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц.
- прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды.
- статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета
У учащихся развивается :
- умение по организации и проведению эксперимента;
- умения поиска, сбора, отбора и анализа информации; организации и представлению информации;
- умение по организации дискуссии и участие в дискуссии; выступления с использованием мультимедиа презентацией.
- умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования;
- умение обращаться с простейшими приборами;
- знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
- знакомство с правилами приближенных вычислений и правильное использования микрокалькулятора для проведения простейших расчетов;
- умение вести журнал лабораторных исследований;
- навыки систематизации полученных данных;
- оценка достоверности полученных результатов;
- умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
- навыки работы с дополнительной литературой.
У учащихся воспитывается.:
- любовь и бережное отношение к природе;.
- воспитывается любовь к окружающим и к себе;
- воспитывается осознанное понимание связи материальной культуры человека с ландшафтом, климатом, растительностью, животным миром.
Итоговая аттестация второго года обучения планируется в виде защиты проекта или научно-исследовательской работы представленной на научную конференцию.
Оценка успешности образовательного процесса
Оценка успешности образовательного процесса на этом уровне складывается из следующих компонентов. Освоение и умение использовать теоретические знания по экологии и другим естественнонаучным дисциплинам проверяется в ходе тестов, контрольных опросов и семинаров по итогам прохождения разделов курса. Выполнение ребятами самостоятельных исследовательских работ позволяют оценить глубину знаний школьников по итогам участия в городской олимпиаде по биологии, конференциях 'Учёные XXI' века, 'Учёные будущего', 'Экосодружество''. Также по результатам работ и участия в экспедициях. оцениваются навыки планирования и ведения самостоятельных исследований. :
Заканчивая 2 год обучения и выбрав тему исследования , обучающиеся могут работать по ней 2-4 лет, так как все работы имеют мониторинговый характер. На каждый последующий год составляется индивидуальный план проведения научно-исследовательской работы. Привлекается профессорско-преподавательский состав вузов для лекционной и консультативной работы . Используются научные лаборатории вузов для проведения камеральной обработки материалов исследования. В дальнейшем обучающийся может продолжить работу на младших курсах вуза, как курсовую работу. Для обработки исследовательского материала могут быть использованы студенты , в качестве консультантов.










Учебно - тематический план для учащихся 14-16 лет подпрограмма 'Эколог-

Тематика занятий В аудитории Экску
рсии Форма контроля Всего
теор практ
(2 год) 72
.1 Общая геоботаника 1 2 6 9
.2 Частная геоботаника 1 2 6 пробы 9
.3 Физиология и биохимия растений 1 2 6 9
.4 Эволюционное учение 1 1
5 Ботаническая география и сравнительная флористика 1 2 6 Работа по теме 9
6 Геоморфология 1 2 6 9
7 Статистика и компьютерная обработка материала 6 1 Обработка данных 7
.8 Самостоятельное исследование 6 5 6 конференция 17
9 Доклады 2 конференция 2
итого 18 18 36 72

Содержание подпрограммы 'Эколог - исследователь'

Общая геоботаника.
Теория. Основы фитоценологии - науки о растительном покрове, как совокупности растительных сообществ.
Практика. Описание растительного покрова опытного участка. Геоботаническое описание структуры растительного сообщества.

Физиология и биохимия растений .
Теория.
Общие вопросы по жизнедеятельности растений.
Практика Определение растений, описание, гербаризация.

Частная геоботаника.
Теория. Освещается материал по выбранной тематике.
Практика. Методы исследования и проведение исследования в природных условиях

Предмет физиологии и биохимии растений
Теория .Морфологические и цитологические основы .Ростовые процессы и морфогенез.
Практика .Фотосинтез. Дыхание растений .Потребление и транспорт воды .Микроэлементы, их роль, потребление Регуляторные процессы в растении Особые классы веществ ( терпены, алкалоиды и т.д.) Современные методы в изучении физиологических и биохимических процессов Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования
Экскурсии
Основные формы контроля - система зачётов, разработанных к данному курсу, использование материала этого курса в самостоятельных научных исследованиях.
Эволюционное учение
Теория
Основы эволюционного учения. Теория Определение эволюции, доказательства эволюции, цитологические и генетические ее основы. История эволюционного учения.
Практика. Возникновение изменчивости, её размах и формы Естественный отбор и экологические основы эволюции. Видообразование. Искусственный отбор и селекция. Скорость эволюции Макро -и микроэволюция .Основные направления эволюционного процесса
Ботаническая география и сравнительная флористика
Теория .Учение о флорах и учение об ареалах Типы ареалов. Ареалы различных систематических групп. Современные ареалы и палеоареалы. Миграции и вымирания видов. Флоры. Подходы в разных масштабах
Основные флористические царства мира Использование компьютера и Интернета для обработки данных своего исследования
Практика Флористическое районирование России .Флористические элементы .
Анализ флористических списков. Сравнение флористических списков . Полевые выезды
Предмет геоморфологии
Теория
Теория Геологический фон. Магматический фундамент и осадочный чехол. Их формирование и особенности. Склоны и равнины. Классификация склоновых процессов .Процесс массового движения чехла осадков, Делювиальный процесс и дефлюкция Эрозионные склоновые процессы. Оползание, обваливание и отседание.
Практика Русловые процессы Пойменные процессы, геоморфологические элементы пойм Теория Типология речных долин. террасы Ледниковые процессы Карстовые и суффозионные процессы
Статистика
Теория .Понятие о корреляции. Счётные аспекты, интерпретация
Практика. Повторение сведений об основных параметрах одномерного распределения и методах оценки среднего показателя.
Типы распределений случайной величины. Гипотезы принадлежности к определенному классу распределений и их проверка
Сравнение одномерных выборок по различным параметрам
Практика
Корреляционные матрицы. Построение и интерпретация корреляционных плеяд. Линейная регрессионная модель. Задачи, приводимые к линейной регрессии преобразованием координат. Интерпретация результатов. Некоторые классификационные алгоритмы.
Самостоятельная работа
Самостоятельные исследования ведутся по индивидуальному плану, составляемому для каждого обучающегося лично по выбранной тематике научно-исследовательской работы.
Выполненная работа представляется на миниконференцию и обсуждается участниками учебной группы, рецензируется учеными.
Доклады
Выступление с докладами на научно-исследовательских конференциях разных уровней.

Контроль ЗУН
Раздел Тема контр занятия Контроль. ЗУН Форма проведения итог
Темы могут меняться в зависимости от выполняемых работ в данном году.

Общая геоботаника
Водные растения 1. Гидробиология
2. Биоиндикация водных экосистем
Посещение реки, ерика, ильменя. И описание и замер данных по протоколу.

Применение биоиндикационных методов для определения загрязнения водоема Написание научно-исследовательской работы. Протокол описания реки, ерика, канала

Выявление биоиндикаторов на своем исследователь
ском участке

Критерии оценивания
? ФИО 1 тема Научно-исследовательская работа по выбранной тематике
Высокий
уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень 1 балл
Выполнена самостоятельно научно - исследовательская работа по выбранной тематике
Актуальность представленной работы, указана степень обсужнения проблемы в обзоре источников информации, присутствует практическая значимость результатов работы,выбранные методики адекватны поставленным целям, в работе указывается разностороннее исследование объекта, четко сформулированы выводы в соответствии с поставленными задачами.
Оформление работы соответствует нормам.. .1.Затрудняется в выборе темы, составления гипотезы, плана исследования
2. Нет логического построения в обосновании взаимосвязи строения и органов организма со средой
Затрудняется самостоятельно вести исследовние, только с помощью учителя.
Нет логики в изложении результатов исследования

Диагностика образовательных результатов


Ф.И Показатели
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Показатели:
Реферат
Статистическая обработка
Выбор научной темы
Выдвижение гипотезы
Планирование своей самостоятельной работы
Подбор литературы и литературный обзор
Написание работы, изложение результатов своей работы
Проведение научно-исследовательских работ по выбранной методике
Обработка данных с использованием компьютерной технологии
Подготовка презентации своей научной работы и ее защита.
Оценки исследовательской деятельности
1.От 28 до 30 баллов - высокий уровень
2. От 20- 27 баллов - средний уровень
3. От 10 - 19 баллов - низкий уровень
Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты реферата, доклада или проекта
Воспитательная работа проводится с учащимися во внеурочное время.
Это встречи с учеными, конференции, семинары, конкурсы по воспитанию молодого ученого, способного работать в коллективе и в различных условиях.
Участие в школьных, городских, областных экологических акциях по охране природы.

Литература для учителя
1.Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель,2008.-203с
2.Методические пособия по полевой практике .Боголюбов А.С.DVD -диск 2008г.
3. Федорос Е.И., Нечаева Г.А.. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений,- М.: Вентана-Граф,2006,- 384с- (Библиотека элективных курсов)
4.Формозов А.Н.. Спутник следопыта. М.: Детиздат,1975.230с
5..Школьный эко логический мониторинг. Учебно-методическое пособие. \Под ред. Т.Я. Ашихминой,- М .: АГАР, 2000, 386с
Литература для учащихся
1.Алексеев Ю.Е. ,Жмылев П.Ю. ,Карпухина Е.А.. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России.-М.:1997.-592с.
2. Боголюбов А.С., Засько Д.Н. Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов; Методическое пособие.- М.: Экосистема,1996.-13с.
3. Боголюбов А.С. Простейшая методика количественного учета птиц и расчет плотности населения: Методическое пособие.- М.: Экосистема,1996.13с.
4.География Астраханской области: Учебное пособие для школ Астраханской области.//Под редакцией С.Н.Сердитого. Изд.2-е,-Волгоград: Ниж - Волж. .кн.изд-во,1986.-96 с.
5.Данилов Ю.А., Ляндзберг А.Р., Муравьев А.Г.. Биоиндикация состояния пресного водоема(иллюстрированная методика). Учебно-методическое издание - СПб.; 'Крисмас+',1999.50 с.
6. Лосев Г.А., Лактионов А.П.Афанасьев В.Е., Леумменис Х. Флора долины Нижней Волги(в границах Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги). Аннотированные список дикорастущих растений. Астрахань, 2008.
7. Лактионов А.П. Флора Астраханской области [Текст] : монография / А.П.Лактионов - Астрахань : Издательский дом 'Астраханский университет', 2009. - 296с.
Литература для родителей
6.Пилипенко В.Н., Чуйков Ю.С. Флора и растительность западного и ильменно - бугрового района. Издание -2.- Издательство Нижневолжского центра экологического образования - Астрахань 2002.- 68с.
7. Рогов Е.И. .Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС,1996.-529с.
7..Энциклопедия 'Жизнь растений' : т 1-6.под ред Профессора М.В. Горленко. -Москва: 'Просвещение',1976г

 
Присоединиться к группе "Научно-исследовательская деятельность школьников" Google+ Google+