На главную
 
Открыл свою работу сайт - PEDSOVET-RU
 
Полевой учебный Центр 'Стриж'
Соколова Галина Алексеевна, педагог-организатор работы по экологии в МОУДДТ 'Успех' г. Астрахань, warwara40@mail.ru

Идея создания Полевого Центра была вызвана необходимостью проведения практических работ в природных условиях, что в режиме обычной школы это довольно трудоемкое дело. Ведь классы занимаются в разное время , а урок всего 45 минут. Слаженного , законченного занятия все равно не получается, все урывками, да и не очень понятно для самих детей. Всегда хотелось вывести детей за околицу , да и поработать с ними 5-6 часов, беседуя с каждым, и каждому предоставляя возможность самому разобраться во всех природных премудростях. Основой для работы послужили материалы ,опубликованные на сайте 'Экосистема' руководитель А.С.Боголюбов, Москва.
Занятия в Полевом Центре проходят за городом, где достаточно большое разнообразие растительности, а в ерике или ильмене есть различные насекомые, личинки, змеи, лягушки. Полный простор деятельности. От того и не сразу школьник выбирает объект своего исследования , а то это потрогает, то это рассмотрит, а глядишь и сам потянется понаблюдать , да и вопросы непременно появляются. Завязывается весьма , предметный разговор, где выясняется позиция учителя, а ученик пытается найти и проверить все другие версии. В ходе занятий с детьми проводятся экологические игры, которых сейчас разработано великое множество, например игры Джозефа Корнелля позволяют в непринужденной обстановке познавать об очень серьезных экологических проблемах. Игры заканчиваются занятием с использованием исследовательских методик. К примеру, все заняты изучением почвы данного района, но для того чтобы такое изучение начать необходимо вырыть яму с вертикальной стенкой, на которой и можно будет увидеть все горизонты данной почвы. Проведя такое занятие, школьники уже четко представляют себе, что такое профиль и из чего он складывается. В дальнейшем исследование почв 'сухим' и 'мокрым' способами только закрепит их представление о почве и ее структуре. Понятие - структура почвы будет не что-то абстрактное, а вполне конкретное и осязаемое явление. Не менее важными являются -экспедиции в район заповедника. Здесь прямо под ногами слепки моллюсков пролежавших многие миллионы лет. Все записать, зарисовать, сделать фото и поместить статью об экспедиции в своей школьной газете - разве это не перспектива:? Не у всех все получиться, но тот, кто будет более настойчив и любознателен, непременно достигнет цели.
В современном мире требуются все больше люди мыслящие, работоспособные, любознательные, обладающие незаурядной выдержкой и стремлением к цели.
Занятия в Полевом учебном Центре в Доме детского творчества 'Успех' служит как раз данной цели, которую можно достичь путем работы со школьниками в природных условиях. Итогом работы можно считать выступления ребят на научно-практических конференциях, в конкурсах и участие в олимпиадах. Немногие, но таковые обязательно будут, представят свои научно-исследовательские работы на Российских конференциях, а это уже успех. Значит работа в Центре дала не только знание , но научила бороться за свои знания и иметь перед собой жизненную цель, которую реально можно осуществить, так как приемы и методы такого достижения и были заложены во время прохождения полевого практикума.

Литература
1. А.С. Боголюбов.Диски DVD Учебно-методические видеофильмы для учителей и педагогов дополнительного образования.Москва
2. www.ecosystema.ru R).
3. Джозеф Корнелл. 'Давайте наслаждаться природой вместе с детьми'
'Давайте испытывать радость от общения с природой', 1999


 
  
 

 
  
 
R

В Москве состоялись XVII Международная конференция 'Экологическое
образование в интересах устойчивого развития' и Конференция
'Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики'

13.07.2011 В целях конференции было - выработка предложений по
организации введения экологического образования в формате образования
для устойчивого развития в систему государственных стандартов России,
предложение комплекса мер по эффективному выполнению поручений
Госсовета 9 июня 2011 г. в этой части, анализ существующих проблем в
образования для устойчивого развития и влияющих на него факторов,
выявление и распространение лучшего опыта в данной сфере.

Организаторами конференции выступили Международный Зелёный крест,
Российский экологический конгресс, академия МНЭПУ, Швейцарский Зелёный
крест. Конференция прошла при поддержке Посольства Финляндии в Москве.

В рамках образовательной конференции состоялась Конференция
'Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики',
рассмотревшая широкий перечень вопросов, включая следующие:

- Состояние и перспективы развития возобновляемой энергетики (П.П.
Безруких, Институт энергетической стратегии)
- Сельхозпроизводство и проблемы экологической, энергетической,
продовольственной и климатической безопасности (А.Н. Чумаков, Зелёный
крест)
- Водорослевая энергетика и проблема замыкания углеродного цикла (А.А.
Соловьёв, Лаборатория возобновляемых источников энергии МГУ)
- Хомобиотичевкий цикл и проблемы энергосбрежения (В.А. Шапиро)
- Энергосбережение и биологизация земледелия (И.П. Пантелейчук, Фонд
'Крестьянская слобода' Переславский р-н, Ярославской обл.)
- Зеленая энергетика против изменения климата - национальная стратегия
и местные решения (О.Н. Сенова, Друзья Балтики/Климатический
секретариат РСоЭС, С. Петербург)
- Опыт работы в программе ШПИРЭ поможет школам реализовать ФЗ 261 и
участвовать в процессах сохранения климата (Л.С. Жирина, ВИОЛА Брянск)
и другие.

Итоговые решения конференций планируем разместить в сайте Зелёного
креста в течение июля.

Тезисы, представленные на конференции, размещены здесь (объём архива -
16 Мб): www.4shared.com/file/5wcn7_S0/%D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B-%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.html

Все презентации, которые демонстрировались, здесь (объём архива -
примерно 30 Мб):
www.4shared.com/file/y3LLActC/PresentationsXXVII-IntConferen.html

Фотоальбом с конференции -
https://picasaweb.google.com/103615323784752757994/XVII?authkey=Gv1sRgCP_yr6WM2_mOeA

На нашем сайте также размещено заявление Зелёного креста 'Минобрнауки
сокращает подготовку специалистов-экологов в России'
(www.green-cross.ru/new/Ecoeducation-press-release.pdf) и обращение
Конференции к губернатору Пермского края об экологическом образовании:
www.green-cross.ru/news/453/

На раздаваемый на конференции по образованию проект решения, см.
приложение, замечаний и предложений не поступило. Отправляем его
примерно в таком виде, только отдельными письмами в адрес Президента,
Председателя Правительства и Председателя Думы.


 
Присоединиться к группе "Научно-исследовательская деятельность школьников" Google+ Google+