На главную
 
Судьба моей семьи в судьбе моей страны'

 




Муниципальная общеобразовательная средняя школа ? 58



Родные хребты Карачая
Меня в колыбели качали.
Здесь детство мое подрастало
И здесь оно юностью стало.
Байрамукова М.



Автор: Байрамукова Мадина Хамитовна,
ученица 9 класса МОУ'СОШ?58'
Руководитель: Соколова Галина, учитель географии МОУ'СОШ?58',
г.Астрахани


Астрахань
2007

Автор: Байрамукова Мадина Хамитовна,
ученица 9 класса МОУ'СОШ?58'
Руководитель: Соколова Галина, учитель географии МОУ'СОШ?58',
г.Астрахани

'Содержание.
1. Введение
2. Родословная моей семьи.
3. Жизнеописание моей семьи в Сталинские времена.
4. Переселение карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа
5.. Передать особенности быта, традиций, обрядов,
кухни села 'Дружба' Карачаево-Черкесской республики.
6. Проследить влияние общих исторических событий проходивших в стране с
1930года по 2008гг на развитие села и судьбы его жителей.
7. Вывод.
8. Литература
Цель: изучить характерные особенности карачаевской семьи Байрамуковых с 1930-2008гг.
Задачи:

1. Составить жизнеописание моей семьи в Сталинские времена.
2. Проанализировать ситуацию по переселению
карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа.
3.. Передать особенности быта, традиций, обрядов, кухни села 'Дружба' Карачаево- Черкесской республики, чтобы представить характеристику целого свободолюбивого, гордого и миролюбивого народа.
4. Обобщить факты влияния общих исторических событий проходивших в стране с
1930- 2008гг, на развитие села и судьбы его жителей.
5. Проанализировав данные с 1930-2007гг , попытаться сделать прогноз на развитие республики Карачаево-Черкессии в составе России.

Обзор литературы.
В литературе по Карачаево-Черкесии много говориться о древности национальностей живущих на этой территории. Но особо указывается, что все проживающие относятся к древнему роду адыгов и очень любят свою Родину, все делают для ее процветания. Так Невская В.П. в книге 'Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в, - Черкесск, 1960.' дает полный обзор жизни народа до 1960 года, а мне хотелось просмотреть историю от 1930-2007 гг. В работе этого автора мне пригодились описания жизни народа, его уклада, удалось увидеть самобытность его и желание строить свою жизнь в мире и благополучии. Тебуев Р.С. Депортация карачаевцев, - Черкесск, 1998 - в этом источнике меня поразила мысль о том, что могли так просто расправиться с целым народом, а не с только с одним человеком. О мужестве и стойкости карачаевцев потом я услышала из рассказа бабушки. Алиев У.Д. Карачай. - Черкесск, 1991. в своей книге подвел меня к мысле, что все повторяется и для того , чтобы этого не происходило, надо тщательно изучать историю страны и своего народа.
Из всех литературных источников мне понадобились описанные в них факты, как подтверждение рассказа бабушки о своем роде, жизни и невзгодах, пережитых моим народом.


1. Введение
Я и моя семья, ее судьба неотделимы от судьбы моей страны. Сейчас происходят серьезные изменения в политике нашей страны, вставшей на демократический путь развития. Многие республики отделились от России и стали самостоятельными. Моя малая Родина Карачаево-Черкесия пережила многое и тяжелое бремя изгнания и возвращение назад на родину предков. Сейчас нашествия террористов, которые не оставляют республику в покое. Карачаево-Черкесия , несмотря ни на что осталась в составе России, так решили старейшины рода. Они не мыслят своего развития вне России, которая всегда помогала встать на ноги. Мои интервью с родственниками , соседями показывают через какие испытания прошел мой народ и как каждый видит свое будущее. Из всех разговоров со старейшинами понятно, что республика не желает отделения от России, так как все мы считаем, что так мы сможем выжить не только в смутное для нашей республики время, но и в то же время в составе большой страны можем принести пользу народу ,внести посильный вклад в развитие экономики, дать достойное образование детям, восстановить промышленность, а самое главное сохранить национальность , ее колорит, фольклор, искусство, быт, самобытность.
2. Родословная семьи Байрамуковых
Село Дружба Карачаево-Черкесской республики. Карачаево -Черкессия - республика небольшая, расположена на Кавказе, имеет753531 человек ёё население.. Село'Дружба' расположено возле Эльбруского тракта, на берегу горной реки. Численность населения не велика всего5 тысяч человек. Все занимаются в основном выпасом скота на предгорьях Кавказских гор. Есть школа, клуб.
Женщины села великолепно вяжут шали, свитера , носки и другие вещи. Дома построены из камня , земли, как правило одноэтажные или тузлучные. Крыша покрывалась соломой и камышом. Маленькие окна затягивались бычьим пузырем и закрывались ставнями. . Вокруг дома есть сад и огород , где выращивают фрукты, овощи. Во дворе имелись хлев, кладовая и кунацкая, огражденная плетнем и имеющая коновязь. В кунацкой находились лучшие предметы обихода, имеющиеся у хозяина: камышовые циновки, ковры, подушки, одеяла. Гостеприимство - закон Кавказа. В пище основное место занимали мясомолочные продукты, из зерновых просо. Круто сваренная просяная каша заменяла хлеб, из нее же готовили брагу- махсум. Летом ели просо и молоко, а зимой сыр. Общий стол накрывали только с приездом гостей. С 14 века черкесы, как и другие адыги, считались христианами, но под влиянием турецкой колонизации с конца 18 века население Кабарды приняло ислам суннитского толка. Эту религию они исповедают и по сей день. Хутор Дружба был основан в 1924 году. Сначала приехал Оживников Иван со своей семьей и начал обрабатывать землю. Создали огород, построили дом из глины и камня. Затем семьи стали прибавляться.
Стали заселятся люди различных национальностей, поэтому хутор решили назвать 'Дружба'. На сегодняшний день насчитывается около 22 нации: карачаевцы, ногайцы, осетины, армяне, черкесы, абазины, татары, русские, чеченцы, балкары. Село показали по телевидению в 2000году, так как на одной улице жили люди 9 национальностей в дружбе и согласии, одной семьей.Очевидцы говорят, что раньше времена были тихие , спокойные. Так рассказывают, что наш сосед , Лагерев Андрей, спал на бричке, а дети подшутили и откатили ее на берег кручи. Утром он проснулся в недоумении, что не возле своей хаты, а возле кручи. Спали на улице в специально построенной беседке, и никто никого не трогал.
3..Жизнеописание моей семьи в Сталинские времена.
В этом селе живет моя бабушка , к которой летом приезжаем отдохнуть всей семьей. Так и в это лето мы собрались у и зашел разговор о наших предках. Сначала я прислушивалась, а потом стала записывать . Рассказывала бабушка. Она начала с того что в 1935 году она родилась в ауле Джегута , где уже было пятеро детей. Отец ее был зажиточным человеком , имел свою лавку. В этом же 1935 году его и брата раскулачивают и ссылают в Сибирь, а все имущество забирают. Многие тогда пострадали и остались с малыми детьми без еды и имущества. Начался голод, который унес не один десяток людских жизней. Прадед был в селе -эфенди, очень уважаемым человеком.За воровство 1 кг пшеницы садили в тюрьму на 10 лет. Пшеницу в те голодные времена ели сырой, ломали кукурузу, комбайнов тогда не было. Сеяли пшеницу на поле , а когда она созревала топтали ее лошадьми так обмолачивали зерно. Жмых замачивали на 1 час в молоке и ложками ели. Картошку мешали с кукурузой и делали лепешки. Действительно в 1935-1936 гг проходила продразверздка, когда нужны были продукты, а последние 5 лет были неурожайные, да и в Центральной России мало кто мог что-либо вырастить, так как не было семян для посадки на больших площадях. А то, что выросло, давно уже съели.
4. Переселение карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа
Все повторилось через несколько лет. На рассвете, 2 ноября 1943 года, в течение двух часов 69267 человек, из которых 53,9% составляли дети, 28,1% - женщины и 18% - мужчины - главным образом старики и инвалиды войны - под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тысяч солдат из войск НКВД, были в спешном порядке погружены в товарные вагоны и отправлены на восток. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78827 человек (18068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81000 человек. Жители ущелья - в большинстве своем колхозники, не имеющие полного среднего образования, простые труженики, очень часто не помнящие точных дат, цифр, фамилий, имен. В отдельные моменты их рассказы сбивчивы и непоследовательны, и иногда предлагаемые ими версии случившегося, в чем-то противоречат друг другу. Однако все это понятно и объяснимо, и, видимо, нет нужды подробно анализировать причины подобных расхождений. Ведь человеческое сознание - вещь зыбкая, даже в спокойной обстановке наше восприятие глубоко субъективно, тем более это относится к людям, находившимся практически в шоковом состоянии. Эти люди выжили в бойне, устроенной нашей армией, армией, в солдатах которой горцы видели свою опору и защиту. И теперь они просто рассказывают нам, пришедшим на эту землю после них, то, что сохранила их память. То, что было выхвачено их зрением и слухом из чудовищного калейдоскопа убийств и несправедливости. Жители карачаевских селений, рассказы которых я опишу, живые люди, абсолютно не похожие друг на друга. Постаравшись максимально широко охватить различные возрастные и социальные группы, брала интервью у бабушки, соседях, родителей, у брата и многих людей села.В свою работу включила воспоминания и тех, кто в 1942 году были совсем детьми и донесли до нас лишь разрозненные эпизоды событий; и тех, кто был достаточно близок к республиканским и районным властям; и тех, кто волею судеб вынужден был скрываться в горах. Геноцид начавшийся в ноябре 1942 года поголовным уничтожением жителей был продолжен поголовным выселением (депортацией ) карачаевцев 2 ноября 1943г и балкарцев 8 марта 1944г. Хотя международным правом поголовная депортация не признаётся геноцидом, по своим последствиям для карачаевцев депортация обернулась разновидностью геноцида. В подтверждение последнего тезиса могу привести историю собственной семьи. Например, в семье моей матери на момент выселения было 9 детей. Из них в 1957году назад вернулись только трое. Шестеро детей, в возрасте от 2 до 20 лет, погибли в первые полтора года высылки от голода, холода и инфекционных болезней. В семье отца, дед мой умер в первый год высылки в возрасте 47 лет от простуды из-за отсутствия лекарств, бабушка 44 года умерла следом через несколько месяцев, - не выдержало сердце. Четверых братьев и сестру моего отца в возрасте от одного года и до 14 лет забрали родственники по разным семьям , чтобы не отдавать в детские дома В 1942 году в период Сталинских репрессий, после освобождения Северного Кавказа от немцев сослали весь карачаевский народ(70тыс человек) в одну ночь в Среднюю Азию Казахстан Ленинопольский район село Ючемчек. Многие воевавшие на фронте, были сосланы прямо с фронта. Народ понес огромные жертвы в пути следования. От голода, холода, а это был февраль месяц, погибло много людей так, и не доехав до Казахстана. В результате депортации каждый третий карачаевец погиб. Вот почему я долго ничего не могла узнать о своем дедушке и бабушке. Все боялись рассказывать, да и сейчас не с охотой поделились своими воспоминаниями, предупреждая меня об опасности такого разговора. Вот что рассказала о депортации моя бабушка. Она рассказала, что в 50х годах необоснованные обвинения в предательстве Родины были сняты с депортированных народов и все выселенцы вернулись на свои земли, была восстановлена Карачаевская автономия в январе 1957 года. Поэтому внученька и не боюсь теперь тебе поведать страшную трагедию нашего народа., так начала рассказ моя бабушка Ёльмесхан. Переселенцев встретили враждебно, принимая их за врагов народа, так им объяснили прибытие переселенцев. Жили впроголодь, не было вещей, так как их не разрешили взять с собой. Поселили в бараки, где места для всех не хватало. Занимались принудительной работой: сбор табака, хлопка, прополка и сбор сахарной свеклы, за что получали мизерную зарплату. Все переселенцы от мала до велика обязаны были ходить на эти работы, а дети подростки штопали одежду казахов, вязали носки .Свадьбы и другие праздники отмечали скромно, без пиршеств. С истечением некоторого промежутка времени местное население подружилось с переселенцами. Они полюбили наш народ, говорит бабушка, глубоко сочувствуя его боли и унижению, так как поняли, что они никакие не враги народа .Бабушка закончила там 7 классов, хотя в школе могла находиться всего 2-3 часа. Все школьники были обязаны собирать вручную колосья пшеницы, которые оставались после уборки комбайном Во время переселения в Казахстан в 1942 году мой дед Байрамуков Зекерья Харунович женится на Урусовой Ёльмесхан. В Казахстане они прожили 14 лет. Дед работал трактористом. Бабушка Ёльмесхан придерживается пяти столпов Ислама. Из рассказа самой бабушки ясно, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммед - посланник Аллаха. Она совершает молитву 5 раз в день, выплачивает закят, совершает хадж, а в месяц рамадан соблюдает пост. Брат деда во время войны был в действующих войсках и пропал без вести. Наши односельчане вспоминают, что немцы ездили по хутору на лошадях и мотоциклах. Жили они в конюшне, которая в настоящее время является школой.' Карачаевский народ за сутки лишили родины. Но он выстоял, заплатив за политику геноцида чудовищную цену - 43247 человеческих жизней", - говорится в обращении. Президент республики призвал хранить память о прошлом, извлекая из него "не вражду и неприязнь, а мудрость и прозрение".
Нам, карачаевцам не нужно отдельного от России государства. В отличии от других народов Кавказа мы являемся потомками тюрок, основателей великих государств Алании, Тюркского каганата, Хазарии, Золотой Орды, существовавших в прошлом на территории России. Мы знаем, что наши предки, населявшие эти государства , в настоящее время являются частью русского народа. Поэтому ,ощущая свою генетическую связь с русским народом и с родной землей наших великих предков, мы не мыслим себя вне России.
5. Передать особенности быта, традиций, обрядов,
кухни села 'Дружба' Карачаево-Черкесской республики.
Свадьба. Самый веселый праздник в селе, где каждый является его участником. Свадьбу по договоренности сторон играют три дня. Сначала родственники жениха едут в дом невесты просить ее руки и договариваться о дне свадьбы. Везут с собой деньги, всякие сладости, конфеты, печение, пряники, ящик водки и деньги в размере от 30-60 тыс рублей в зависимости от материального состояния семьи.
В день свадьбы сторона жениха наряжает 20 машин в ковры, ленты. Машину невесты украшают куклой, лебедями и кольцами. На номера прикрепляют надпись'Свадьба'. Жених со своими друзьями едет на другой машине, и они не встречаются во время свадьбы с невестой. Свадебная процессия едет в дом невесты. Гости рассаживаются : мужчины отдельно от женщин, а молодежь рядом с невестой. После того, как все навеселятся, невесту заберут ее телохранители, ее братья 2-3 человека. Свадебная процессия проезжает по всем достопримечательностям села. Гармонист играет национальную музыку, все танцуют Через 2-3 часа все направляются в дом жениха. Машину, в которой сидит невеста загоняют во двор .Все выходят из машин, а телохранители не выводят невесту, просят за смотрины выкуп, в размере 2-3 тысяч рублей. Затем невеста выходит из машины, на ее голове должен быть платок. Родственница жениха, например, вытаскивает большую вазу с конфетами, печеньем, пряниками, с деньгами, монетами. Всем этим обсыпают невесту с головы до ног, чтобы она принесла с собой в дом богатство и счастье. Все обнимают невесту и вводят в дом, где усаживают в отдельную комнату под опекой телохранителей и всей молодежи невесты. Жених в это время находится неподалеку в доме родственников или соседей со своими друзьями, где и остается до конца свадьбы.
Начинается гулянье, пляски, веселье, на стол подают угощенье. Заваливают большого быка, готовят много еды. Готовят женщины и накрывают на столы. Так проходит 2 дня.
На 3 день родственники невесты 20женщин и 20 мужчин наряжаются и едут в дом жениха. С собой привозят все то, что мать невесты собрала ей с рождения - приданое. Туда входят: подарки для всех родственников жениха, для каждого часы, костюмы, украшения. Затем все это заворачивается в полотенце, затем в одеяло и в заключение в ковер. Еще привозят вещи для домашнего обихода: утюг, пылесос, стиральную машину, гладильную доску, ковры, постельное белье, полный набор домашней утвари, домашние халаты, тапочки и многое другое, что понадобиться молодым в их новой жизни. В свою очередь сторона жениха делает подарки невесте. Все родные: братья, сестры, , тети , дяди делают подарки каждый от себя. Как только невеста приезжает в дом жениха ее одевают в одежду подаренную родственниками. Родственники приезжают с 17 часов- до 12 часов. Для них накрывают огромные столы с угощениями из разных блюд кавказской национальной кухни: либжа, хынычи, манты, люля-кебаб, запеченные куски мяса подают в конце отдельно. Присутствует вино разных сортов. Когда приезжают родственники все подарки везут на отдельной машине, а сами едут в автобусе. Мужчины и женщины рассаживаются по разным комнатам, а невеста сидит с женщинами и девушками. Невесту переодевают в свадебное платье и выводят к старикам , бабушки и дедушки со стороны жениха, которые сидят в отдельной комнате и ждут, чтобы посмотреть на невесту. Самый старший из присутствующих произносит тост, поднимает не бокал, а пиалу , в которой находится не спиртное, а компот красного цвета. После тоста пиалу передают самому младшему из детей, чтобы все произнесенные им слова распространились от самого старшего до самого младшего. После чего все обнимают невесту, а на ее голове 5 платков очень длинных. Их снимают поочередно и открывают лицо невесты. После смотрин ее ведут обратно, к женщинам. А к старикам жениха выходят ее родственники, выносят все ее приданое и подарки старикам. Родственники невесты уезжают, а с ней остается невестка и ее телохранители. К невесте приводят жениха. Идет брачная ночь, а охраняют молодых зять и невестка и находятся в соседней комнате. По нашим законам, если невеста не девочка, то ее выгоняют с позором. Наутро невеста одевает жениха в новую рубашку и белье и он уходит к свои друзьям, которые в это время продолжают праздновать , ожидая прихода жениха. Утром накрывают стол, где жених и невеста сидят уже вместе. Затем уезжают домой. Через неделю они приезжают в том же составе с подарками. Примерно через неделю невесту везут домой с подарками со стороны жениха. Дома ее оставляют на неделю. Возвращаясь обратно в дом жениха, она везет с собой подарки и продукты питания. После того , как молодожены переезжают в свой дом, родственники невесты дарят им мебель, кухонную утварь, посуду.
Кухня карачаевца. У каждой национальности есть своя кухня. В нашей кухне преимущественно такие блюда: шурпа, хынычи из мяса, сыры, свекла, картошка, шашлык, бышлакь биширген, сохта из кукурузной крупы, блюда из тыквы.
Шурпа. Свежая баранина нарезается средними кусочками, варится до готовности. Затем мясо вынимается и подается с тузлуком, а в бульон добавляется домашняя лапша, зелень, приправа и заливается айраном.
Хыныч из листьев свеклы. Дрожжевое тесто раскатать в блины. Заправить начинкой из листьев свеклы, хорошо промытых и помятых с добавлением сыра, зеленого лука. Все заворачивают в тесто и жарят в духовке. К столу подается со сметаной.
Бышлагь биширген. Блюдо готовится из свежего сыра и картошки. В картофельное пюре добавляют тертый сыр и немного молока. Все хорошо перемешать .Подается в горячем виде со сметаной или сливочным маслом. Сусаб Айран разбавляют нарзаном.
6. Проследить влияние общих исторических событий проходивших в стране с
1930года по 2008гг на развитие села и судьбы его жителей. К 30м годам необходимость форсированной модернизации страны затягивалась. Только после 50 годов 20 века Северный Кавказ стал интегрироваться в экономическую систему России. Начало 1922 года ознаменовалось кровавым столкновением с кабардинцами из-за высокогорных пастбищ. В целом по рассказам очевидцев события мировой и гражданской войн крайне негативно сказались на уровне жизни карачаевского народа( убыль лошадей на 70%, овец на 443%) Конец 20 годов 20 века предопределил тенденцию централизованного, административно-командного управления отраслями экономики и предопределил переход( после кризиса хлебозаготовительной компании 1927года) к коллективизации на селе (декабрь 1927г 25 съезд ВКП(б) специальная резолюция по вопросу о работе в деревне и в качестве перспективной задачи начался постепенный переход к коллективизации(март 1927год ЦК ВКП(б). Циркулярные письма об укреплении действующих и создании новых колхозов. В январе 1930 года вышло постановление 'О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству'. В последнем постановлении намечались жесткие сроки проведения коллективизации в основных зерновых районах страны , в том числе и на Северном Кавказе, где и жил мой дед. Низовые партийные организации обязались провести ее в более сжатые сроки. Так началась на Северном Кавказе ломка сложившихся форм хозяйствования , о чем и поведала мне бабушка , рассказывая о своем отце. Все это вызвало серьезные трудности в развитии села и обычной жизни селян-горцев. По показателям с1933-1937гг среднегодовое производство зерна снизилось до уровня 1909-1913гг, а поголовье скота уменьшилось до 40%. Экономические издержки коллективизации не остановили ее проведение. К середине 30х годов усиливается, и бюрократизация управления и жизни села. В 1933году введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству, по ценам заведомо ниже рыночных. А в 1932-1933году на этой почве возникли трудности с питанием, некоторые районы охватил голод. О чем и рассказывал дед ,не доживший до окончания этого трудного периода.
Крестьянство оказывало пассивное сопротивление наступлению государства.
В ходе второй мировой войны внесудебным репрессиям были подвергнуты граждане, заподозренные в сотрудничестве с противником. В октябре 1943 года вскоре после освобождения Северного Кавказа от немецких войск были высланы в Казахстан и Киргизию около 70 тыс карачаевцев. ОБ этом тоже достоверно поведали мне мои родственники. Они находились там до 1октября 1946 года в положении спецпоселенцев. . В 1956 г, высшее руководство страны, но главе с П.С. Хрущевым, осудило "культ личности" Сталина и предприняло ряд мер ""к преодолению его последствии". В числе их было и решение о возвращении депортированных народов Северного Кавказа на родные места Началось возрождение народа. В 60-70-е годы происходило интенсивное развитие экономики и социальной сферы в местах компактно го проживания карачаевского населении. Советское правительство выделило крупные ассигнования на развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры науки и просвещении. Карачаевское население внесло естественный вклад в экономическое развитие области. Известность получили передовые люди сельского хозяйства, удостоенные высокого звания Героя Социалистического Труда:
Д.Х. Узденов (1966), М.К. Черкесов (1966), З.Х Байрамкулова (1971), кавалер ордена Ленина Р.Л. Чотчаева и многие другие.Возрождались традиционные карачаевские отрасли животноводства - овцеводство и коневодство. Благодаря усилиям лучших специалистов- карачаевцев Ю.А. Айсандырова, К.М. Урусова и В.А. Парфёнова были восстановлены карачаевская порода черных овец (широко известная даже за пределами России вкусовыми качествами своего мяса) и карачаевская порода лошадей, незаменимая в горных условиях (до депортации Карачай поставлял лошадей практически во все погранзаставы страны), которая подтвердила свои достоинства, впервые в истории поднявшись на вершину Эльбруса (5633 м).
Реабилитированы и вернулись на прежние места в 1957 году
Многие получили генеральские и адмиральские звания, среди них - Солтан Магамедов, Владимир Семёнов, Зиаутдин Абдурахманов, Руслан Хачиров, Билял Салпагаров, Зулъфа Боташева и др. С. Магомедов - участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник, командовал военными округами, неоднократно выполнял особые задания Советского правительства в Афганистане. Сирии и Египте. В. Семенов - генерал армии, командовал военными округами, стал главнокомандующим сухопутными войсками Российской Федерации, первым заместителем Министра обороны. Ныне советник министра обороны в ранге заместителя министра.
Имя члена Конституционного суда Российской Федерации Бориса Эбзеева известна ныне всей стране. Далеко за пределами Карачаево-Черкесии были известны своей виртуозной техникой сложнейших операций профессора М.О. Джаубаев, Б.М. Коркмазов, А.Х. Шаманов. Широко известны имена докторов наук-хирургов Н. Гогуева, С. Чаушева, М. Джаттоева, А. 3. Хасанова, тысячи жизней спасли врачи М. Канаматов, С. Батчаев, Р. Салпагаров, И. Боташев, М. Хубиев и многие другие.
С конца 1950-х годов началось интенсивное научное исследование истории и этнографии карачаевцев. В основном с этого периода началось создание современного историко-этнографического карачаеведения. Большая роль в этом принадлежит В.П. Невской, Е.П. Алексеевой, К.Т. Лайпанову, И.М.Шаманову, Х.Х. Биджиеву, К.М. Текееву, Р.С. Тебуеву др., работы которых получили признание далеко за пределами
Карачаево-Черкесии.С именами У.Д. Алиева, У.Б. Алиева, М.А. Хабичева, И. Х.-М Урусбиева, Х.-М.И. Хаджилаева, Х.И. Суюнчева и др. связано зарождение и развитие современной карачаево-балкарской филологической школыВ послереволюционный период карачаевская литература дала народу не менее известные имена: И. Тамбиев, И. Хубиев. X. Аппаев, И. Каракетов, Т. Борлаков, М Урусов, А. Уртенов, А. Биджиев, А. Боташева, X. Байрамукова и многие другие.
7. Вывод.
У Карачаево-Черкесии гораздо больше шансов избежать возможных межэтнических конфликтов под влиянием экономических причин, чем у большинства соседних территорий с многонациональным населением. В пользу этого говорит достаточно высокий промышленный потенциал, завершающийся демографический переход среди основных этносов республики, относительно спокойные темпы урбанизации.
Таким образом, рассмотрев жизнь двух поколений, мне представляется, что все изменения ,проходившие в России затронули в целом жизнь целого народа, который отважно боролся за сохранение Карачаево-Черкесской республики в составе России. Сейчас республика тоже переживает тяжелое время, но я думаю что мой народ, хоть и малочисленный , найдет силы для становления республики и ее экономического и культурного развития.
На сегодня работа не окончена, так как я хочу разыскать данные о моих родителях, о моем брате и постараться написать современную историю нашей семьи.
10 сентября президент РФ Владимир Путин подписал указ 'О праздновании 450-летия добровольного вхождения Карачаево-Черкесии в состав Российского государства'.
История взаимоотношений Карачаево-Черкесии и России подтвердила правильность исторического выбора карачаево-черкесского народа о вхождении в состав России. Об этом еще на первом заседании оргкомитета по подготовке празднования 450-летия добровольного вхождения Карачаево-Черкесии в состав России заявлял вице-премьер РФ Сергей Нарышкин.
Он напомнил, что Карачаево-Черкесия присоединилась к России в XVI веке. 'Черкесы, абазины, кабардинцы, как указано в летописи, приложились к русскому государству, а русский царь стал именоваться Государем черкесским, абазинским, кабардинским, ногайским и других народов. История подтвердила правильность этого исторического выбора (Карачаево-Черкесии) быть с Россией', - сказал премьер.
450-летие добровольного вхождения Карачаево-Черкесии в состав России будут праздновать и в Москве с 5 по 7 октября. В Москву отправится делегация представителей власти, бизнесменов и артистов республики. В российской столице пройдут концерты и выставки, посвященные Карачаево-Черкесии.
Сайт Росбалт ЮГновости .Все факты приведенные в работе взяты со слов моей бабушки и моих сельчан, стиль рассказов я постаралась сохранить, так как в нем просматривается национальная стилистика самого рассказчика. .
И все- таки, я задаюсь вопросом, что будет дальше? Ведь еще немного времени и таким как я надо будет решать вопросы моей малой Родины, а всем нам надо задуматься над уроками истории нашей республики.
Литература.
1. Алиев У.Д. Карачай. - Черкесск, 1991.
2. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы - древний народ Кавказа. -М., 1993.
3. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.
4. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. - Черкесск, 1993.
5. История народов Северного Кавказа, т. 1. - М., 1988, т. 2. - М.,1988.
6. Карачаевцы. - Черкесск, 1978.
7. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М.,1960.
8. Лайпанов К.Т. Октябрь в Карачаево-Черкесии. - Черкесск,1978.
9. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая ХШ-ХУШ вв. - Нальчик, 1991.
10. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в, - Черкесск, 1960.
11. Невская В.П. Карачай в пореформенный период. - Ставрополь, 1964.
12. Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1. - Черкесск, 1967, т.2.-Ставрополь, 1967.
13. Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. -М., 1966.
14. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы, - М., 1989.
15. Тебуев Р.С. Депортация карачаевцев, - Черкесск, 1998.
16. Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. -М., 1966.
Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы, - М., 1989
17.Корни советского режима террора - в кавказской культуре насилия, доказывает немецкий историк
// NEWSru.com // В мире // 29 декабря 2003 г.
18. Тебуев Р.С. Депортация карачаевцев, - Черкесск, 1998.
19.Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. -М., 1966.
20.Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы, - М., 1989.


Приложение.








 
Присоединиться к группе "Научно-исследовательская деятельность школьников" Google+ Google+