На главную
 
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
 
Психологические методы работы со школьниками
по экологической тематике.

Эмпатия - поставь себя на другое место, установка понимания, сопереживания, партнерства, сочувствия.
1. Поставь себя на место растения -осоки. Попробуй поговорить о её жизни или представь , как она проходит у осоки.
2. Представь себя в стае воробьев. Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть? А что поесть, где взять? Идет дождь, а тебе куда скрыться? Зимой холодно? А тут еще товарищи отбирают все , что нашел:
3. Ты - еж. Идешь себе по тропинке, а тут тебя хвать и давай рассматривать. Как ты себя чувствуешь? Какие у тебя - ежа возникли чувства. Все подходят и трогают - ежа.
4. Вот вы пара птиц , которые свили гнездо и вывели птенцов. Что вы чувствуете по отношению к птенцам? Их надо кормить:
Цветовой тест: изобразите природу в цвете карандашами или фломастерами. Нравственное отношение к природе - зеленый, желтый; агрессивный -коричневый, черный; тревожный красный. Просто наносите на лист красками все , что вам захочется. Вами движет природа , окружающая вас.
Подари рисунок данному месту в природе. Напиши свое пожелание!
Прием 'Цыгане'
Человек встает в круг и ждет, что с ним заговорят, а его начинают трогать со всех сторон и спрашивать: Где живешь? А есть ли у тебя родители?. Есть ли друзья?
Вызывается гипноз-все забудет.
Лестница гнева.
Выскажи свое гневное отношение ,к загрязнению природы в дипломатичной форме. Найди факты такого загрязнения на том месте , где пребываешь. . Дети по кругу высказывают свое мнение своему соседу, а те оценивают высказывание и комментируют его.
Литература.
1. "Волшебные истории планеты Магнолия " Галина Азовцева
2. "Сквозь волшебное стекло" . Юрий Линник
3. " Синергетика" Г.Хакси, Пригожин
4. "Мировоззрение, интеллект, образ жизни, связи, отношения ". Бердяев И.А. 1994
5. "Философия свободного духа" Мартинус
6. " Вселенная как живое существо - животворящая энергия " Гумилев
7. "Как найти себя? "В. Пекелис

Страх.
Если страшно, то считай или читай стихи. Громко кричи, догоняй кого-нибудь, подбрасывай и ли лови предмет.
1. Поиграем в страх. Теремок и в нем надо укрыться зайцам от лисы. Территория мала для 5 зайцев, спрятаться может только 2.Меняются ролями, кто был трусливым зайцем, станет лисой
2. Кенгуру и ее детеныш. Один стоит перед другим и вместе должны быстро двигаться в одну сторону. Кабан и детеныши(бегут от опасности все вместе, но не все успевают)
3. Собрать из веточек гнездо. Клюв 2 руки соединенные в замок, разъединять их нельзя и сгибать нельзя. Поместить туда яйцо - мячик.
4. Изобразите стайку рыб и щуку. Ящерица и ее детки
5. Я смелый заяц! Ничего не боюсь! Лечь на травку и стучать по земле ногами и руками ,проговаривая фразу.
6. Экологический массаж. 'Легкий ветерок' Нежно касаются спины с разных сторон рисуя ежика, ящерицу, птицу.
7. 'Я волна' гладят нежно по спине, приговаривая , что рыбке приятно.
8. Рисование на песке пальцем или ладонью. Мой мир.
9. Я уверенный камышевый кот! А я кабан! А я лиса! Предстоит показать свою уверенность , чтобы все поверили. Отработка уверенности в своих силах.
10. Сжимание кулаков на каждый шаг: Я знаю , Я отвечу, Я помогу!Я это сделаю!
11. Как это было со мной! Я уж , плаваю спокойно в водичке, а тут на тебе:
12. Гнев. По русски- гной. Гнев внутри себя закрывает энергетические каналы. Поэтому надо любить себя, все вокруг - людей , животных, растения, небо, воздух, осень..
13. Расслабление. Кидают мяч и называют животное или растение. Вдох сжатие рук и напряжение всех мышц, выдох расслабление рук, ног, смеяться.
14. Как делает гимнастику кошка? Собака? Потягивается -попробовали. Стряхнули воду со спины.Быстро побежали и тут же остановились. Собака бежит две лапы вместе-рысью - попробовали.
Саморелаксация.
1. Рассказ о себе. Вот пришел я в лес, глядь иду Я.
2. Если бы ты был камышевый кот и поймал мышь, то ты бы что сделал. Мышь ведь живая и не хочет умирать, у нее семья, родители. Дети - все ее ждут.

Выпуск газеты после посещения 'Полевого практикума'
Наши достижения: выставить все работы6 личные класса, школы.
1. Придумай игру, где надо было бы охранять природу.
2. Паровозик, гусеница.
3. Лев рычит, львиная семья. Кто громче вы или котята?
4. Выразить маской лица гнев собаки, змеи, ежа, карги, гуся, утки, рыбы, лошади, верблюда, воробья, лисицы, зайца, муравья, стрекозы, мухи.
5. Похвалки. Вот я однажды помог муравью, воробью, ежу, змее

Коррекция.
Размышлять - значит носить в сердце.
1. Рисунок из природного материала - настроение.
2. Люблю небо, облака, дерево, травинку, птицу - за что? Все остальные участники должны записать рассказ дословно .О чем это? 'Зорко одно лишь сердце!'
3. Что выберешь живого ежика или игрушку?
4. Картинка о чрезвычайной ситуации. Придумай ситуацию , которая могла бы произойти с тобой в лесу. Дай название произошедшего одним словом, дай много названий, расскажи подробно, интересно, как бы ты рассказал об этом маме, близкому другу, в блоге-интернета. Твое впечатление - кратко.
5. Найди как можно больше слов, которые характеризуют разрушение природного баланса.
6. Постройте свой дом: вы черепаха, лиса, кабан, муравей, ворона
7. Я глазами других. Меня люди не видят так как я выхожу из норы только ночью:
8. Я- сова. Я действительно рядом с вами . Я - реальная
9. Комплимент. 2 группы. 1 представитель приходит в команду и говорит: Я пришел к вам с там, что умею ухаживать за хомячком, и рассказывает как это надо делать. А у вас хочу взять того , кто умеет ухаживать за рыбками. Затем каждая группа решает с кем она хочет объединиться, рыбки с рыбками, ежи с ежами.
10. Я высокая, светлая, желтая, у меня тень длинная. Сама я круглая и длинная.(дерево)

Саморегуляция
1. Сидят на поляне и смотрят в небо. Куда положить облачко? Что сделать с теплом солнышка? Куда его направить?
2. Как пахнет трава? Как пахнет река? Как пахнет песок7
3. Выберите агрессивные черты у вороны. Обсудите, почему именно эти чувства вызвала в вас ворона?

ЗАНЯТИЕ 2
Начальная школа.
1 Инструктаж детей и учителя.
2 Группы по 5 человек Х 10 = 20 человек
3 Задания напечатаны на карточках 20 штук
4 Время -30 минут
5 Игра .'Я - компас' Встали в круг лицом на Север. По команде надо повернуться на юг, восток и запад. Кто повернулся неправильно, выбывает.
6 Задание поисково- исследовательское:
А) соберите листья с разнообразных деревьев
Б) собери травы самые разнообразные.
В) Собери цветы
Г) Собери жуков
Д) Обследуй участок с лупой. Кто тебе встретился опиши!
Ж) Азимутальный ход
З) Нарисуй план местности
Е) Собери листья разного цвета
И) Собери плоды
К) Измерь расстояние до дерева .Нарисуй схему как ты это делал
Л) Собери семена способные к полету.
М) Найди растения , которые сами себя защищают
Н) Собери листья разной формы
О) Собери стебли с разной формой

Релаксация.
Как собирал? Что думал о материале? Как себя чувствовал?
1. Игра -' Я - дерево', Цветок, классификатор
2..Ориентирование
3. Завершение работы: подготовка материала к обработке и отчет о проделанной работе на конкурс., фото- выставка работ


Глазами оленя
Если вы с детьми оказались в лесу вдали от шума и посторонних людей, хочу предложить одно увлекательное задание. Выполнять его лучше на обратном пути. Условия выполнения такие: присутствие с детьми как минимум двух взрослых, наличие участка дороги или четко выраженной тропинки длиной 100-200 метров, который дети могут пройти безопасно, не рискуя заблудиться, встретить опасных диких животных или недобрых людей. Если есть возможность, то вдоль тропы можно натянуть веревку. Это одновременно и способ маркировки, и способ подбодрить тех, кого такое путешествие может несколько испугать. Держась за веревку, маленькие дети будут уверены в том, что идут правильно.
Задание, которое мы предлагаем, относится к числу тех, которые создают ярко выраженный эффект "погружения" в природу, способствуют формированию положительного восприятия леса, устранения страхов и развитию наблюдательности. Как и все подобные задания, оно требует от педагога наблюдательности и умения управлять группой. Важно понять, настроены ли дети в данный момент окунуться в таинства природы или они предпочитают более активные виды деятельности. Если так, то сначала сыграйте с ними в подвижную игру. Еще один момент, который вам придется учитывать: пока дети по одному отправляются на тропу, надо занять остальных каким-нибудь интересным делом. Возможно, сбором ягод? Те, кто смотрел фильм "Детство Бемби", могут примерно представить, какие ощущения могут возникнуть у ребенка, который идет по оленьей тропе. Спросите у детей, смотрел ли кто-нибудь из них этот фильм? Попросите детей выходить на тропу по одному, соблюдая тишину. Как только первый участник исчезает за поворотом дороги, вслед за ним идет следующий. И так - пока все дети не будут задействованы. Сворачивать с дороги нельзя. Если впереди есть развилка, то кто-нибудь из взрослых должен находиться поблизости и пронаблюдать за проходящими мимо детьми. Разговаривать на пути нельзя. Задача ребенка - пройти по лесу, представив себя олененком или каким-нибудь другим лесным жителем.
Что может увидеть олененок, оставшись один в лесу? Кого можно увидеть в траве неподалеку, кто может сидеть среди ветвей деревьев над головой? Какие звуки можно услышать, если идти по лесу тихо друг за другом по одному? Задание по этой методике нужно проводить днем в сухую солнечную погоду. Нельзя выполнять его в спешке. Лучше, если в вашей группе будет находиться не более 15 человек. Если кто-то из детей слишком мал или боится, то можно предложить взрослому пойти за ним в пределах видимости. Когда задание будет выполнено, расспросите ребят, что они видели. Если задание было выполнено правильно, то и впечатлений бывает много, ведь дети от 5 до 7 лет так любят наблюдать за объектами природы! Однако и дети постарше и даже взрослые могут открыть для себя много нового на оленьей тропе.
Тайны старого дерева
Кто в лесу видит только деревья, тот не видит ничего (вместо эпиграфа)
Это задание могут выполнять все, кто молод душой, неважно, сколько вам лет: 5 или за 90. Если вы - человек взрослый, то мне хочется искренне пожелать, чтобы вы ненадолго забыли, что вокруг нас в лесу растут деревья. Мы, взрослые, люди практичные, и когда говорим о лесе, то для одних он представляется запасом древесины, для других - местом, где можно совершить прогулку или приятно посидеть у костра. Ну а если вокруг горы мусора, то мы с возмущением ругаем нерадивых отдыхающих, забывая про то, что сами потребляем богатства леса (в том числе и как отдыхающие) и редко стремимся отдать что-либо взамен.
Отправившись на прогулку, вы даже в центре своего родного города можете встретить деревья-исполины, способные внушить уважение к себе уже благодаря своему почтенному возрасту и величественной наружности. Каждое из них - это целый мир, связанный невидимыми нитями с десятками других живых существ, в том числе, и с нами - людьми. Давайте попробуем приоткрыть для себя мир старого дерева. Уверена, вы сможете узнать очень много интересного.
Для этого вам потребуются лупа (желательно), блокнот, ручка (не обязательно), альбом и краски, фломастеры или карандаши (для дальнейшего развития темы в классе). Проследите, чтобы одежда детей соответствовала времени года. Маленькие дети, особенно жители городов, неохотно совершают дальние прогулки, поэтому во время экскурсии желательно предусмотреть какие - нибудь игры, а также (при необходимости) запастись водой.
Место проведения - лучше всего участок леса со старыми деревьями, который вы можете обнаружить во время сплава на байдарках; лесной массив при монастыре или старом родовом поместье, где есть деревья-исполины; участок зеленой зоны заповедника или лесной массив заказника, памятника природы или национального парка. Однако такое занятие можно с успехом провести и в обычном городском парке.
Время проведения занятия значения не имеет. Вы можете очень многое узнать о жизни старого дерева зимой, особенно, если повесите рядом кормушку. В этом случае можно понаблюдать за стайками зимующих птиц, провести их учет, получить интересные фотографии или сделать рисунки. Ранней весной старое дерево пробуждается к жизни. Попробуйте послушать биение его "сердца" при помощи фонендоскопа или просто прислонив ухо к стволу старого великана. Рассмотрите, как разворачиваются навстречу солнцу нежные клейкие листья. Ранним утром или поздним вечером можно прийти сюда, чтобы послушать несмолкаемый птичий хор. В летнюю жару одиноко стоящее старое дерево дарит путнику прохладу и отдых. А если в лесу вас застал дождь, то, укрывшись, под старым дубом можно провести увлекательнейшие минуты за изучением жизни насекомых. И даже осенью, когда опали листья и хмурые облака навевают грусть, можно увидеть в старом дереве целый мир со своими сложными взаимосвязями.
Методика проведения занятия
Если дети не устали и расположены поиграть, сыграйте с ними в любую подвижную игру. Когда они немного устанут и захотят отдохнуть, переключите их на исследовательское задание. Если есть возможность, то лучше проводить исследование при помощи лупы. При этом можно обследовать не только живое дерево, но и упавшее. Любознательность детей и их исследовательский интерес гораздо выше, чем у взрослых. Разбейте детей на пары и предложите провести исследование того, кого (или что) можно найти в трещинах коры старого дерева. Очень интересен вариант, когда в паре работают малыши (5-7 лет) и школьники постарше, в этом случае можно вести запись находок.
Вот примерный список вопросов, которые можно задать детям:
1. Прислонитесь щекой к коре дерева. Какая она: теплая или холодная? Влажная или сухая?
2. Кто прячется в трещинах коры дерева? Каких насекомых вы видите? Какого они цвета? Что они делают?
3. Есть ли там паутинки? (если да, то дайте детям возможность обнаружить их раньше, чем вы зададите этот вопрос). Сколько разных паучков (их видов) можно найти в трещинах коры? Имейте в виду, что понятие "вид" для некоторых детей еще незнакомо, поэтому мы вводим понятие о "разных" пауках, насекомых, животных. Однако если вы проводите занятие со школьниками постарше, то, возможно, имеет смысл познакомить их с понятиями "вид" и "критерии вида". Какого цвета паучки? Что они делают? Кого они поймали в свои сети?
4. Что еще можно обнаружить в трещинах коры дерева (старые листики, семена, крылышки насекомых, веточки и т.д.).
5. Покажите лишайники и мхи, которые могут поселиться на стволе дерева. Пусть дети попробуют объяснить, зачем они здесь живут.
6. Предложите детям обхватить дерево. Сколько человек для этого потребуется?
7. Предложите помочь дереву: соберите вокруг мусор, попросите детей не трогать тех, кто живет рядом, - вылетевших из гнезда птенцов, насекомых, живущих в коре и иных обитателей природы, требующих нашей защиты.
Подведите итог занятия. Пусть все, кто желает, расскажут, каким они смогли увидеть дерево. Спросите детей, интересно ли им было бы исследовать дерево, если бы на нем нельзя было найти всех тех обитателей, которых они видели. Какой вывод можно из этого сделать? (Разные животные и растения живут не сами по себе, они нужны друг другу). Зарисуйте дерево таким, каким дети смогли его увидеть. Сочините сказки и проведите конкурс сказок. Проведите праздник дерева в вашей группе, классе, детском саду или в школе.

Дж.Корнелл

Джозеф Корнелл - автор замечательных книг 'Давайте наслаждаться природой вместе с детьми' и 'Давайте испытывать радость от общения с природой', которые стали источником вдохновения для множества людей, озабоченных судьбой нашей Планеты и верящих в то, что Природу важно понимать не только умом, но и сердцем. В книгах есть и теория, и методика, и детальные описания игр. Но самое главное заключается в том, что чтение книг Джозефа Корнелла удивительным образом вдохновляет. Мы надеемся, что вам передастся состояние восторженного почитания, удивления и настоящей радости общения с Природой, - из предисловия русскоязычного издания 1999 года.


 
Присоединиться к группе "Научно-исследовательская деятельность школьников" Google+ Google+